Чем отличается научный работник от научного сотрудника

Содержание
  1. Чем отличается научный работник от научного сотрудника
  2. Квалификационные требования и обязанности
  3. Отношение к статусу научного сотрудника
  4. Инфраструктура
  5. Научные исследования
  6. Публичная наука
  7. Но совершенно неожиданно возмущение пришло со стороны любителей рациональности и Ричарда Докинза. Они писали, что исследовать святость и чудеса нельзя, потому что — ясное дело — этого не существовало.
  8. Я очень волновалась, когда вышло мое первое видео. Пришла на ютуб читать комментарии, а там, помимо воинствующих рационалистов, обнаружились люди, которые обсуждают мое тело. Это гнилой сексизм и возмутительный дисбаланс в восприятии академического знания, транслируемого мужчинами и женщинами.
  9. Квалификационные требования научных сотрудников в России
  10. Общепринятые сокращения
  11. Квалификационные требования научных сотрудников в России[править]
  12. Плюсы и минусы профессии научного работника
  13. Требования к научному работнику
  14. Профессиональный стандарт научного работника
  15. Разница между научными работниками и сотрудниками
  16. Когда празднуют День научного работника в России?
  17. Ссылки по теме:
  18. Младший научный сотрудник: должностные обязанности, квалификационные требования и особенности
  19. Понятие
  20. Общие положения
  21. Необходимые знания
  22. Должностные обязанности
  23. Требования к знаниям музейного работника
  24. Обязанности
  25. Права
  26. Ответственность
  27. Оплата труда
  28. Записка по вопросам ученых степеней и званий
  29. 1.1. Квалификации научных работников
  30. 1.2. Соответствие квалификации научных, научно-педагогических и инженерно-технических работников и их типовых должностей
  31. Таблица 1. Ориентировочное сопоставление должностей
  32. 1.3. Правовые основы

Чем отличается научный работник от научного сотрудника

Чем отличается научный работник от научного сотрудника

Кто такие сотрудник и работник.

Сотрудник – лицо, осуществляющее должностные обязанности совместно с кем-либо при выполнении поставленных задач. Данный труд может оплачиваться (научный сотрудник) либо быть безвозмездным (в редких случаях). Понятие по большей части является разговорным и в правовых актах не закреплено.

Работник – это субъект трудовых правоотношений, заключивший договор с нанимателем на условиях, определённых законодательством и локальными нормативными актами. Лицо обладает определёнными правами, а также кругом должностных обязанностей, несоблюдение которых влечёт дисциплинарную ответственность.

Квалификационные требования и обязанности

Требования к претендентам на должности научных сотрудников изложены в квалификационном справочнике[3].

Выше, в 3-й колонке, указаны необходимые учёные степени: кандидат или доктор наук и опыт работы. Например, чтобы стать с.н.с., нужны либо степень, либо 10 лет стажа. Кроме того, на всех ступенях выше м.н.

с. одним из квалификационных требований выступает наличие научных публикаций или патентов.

Отношение к статусу научного сотрудника

Большинство научных сотрудников (во всех областях знания, исторических эпохах, странах) — лица с высоким интеллектуальным и общекультурным уровнем.

В прошлом такие лица обычно хорошо учились в школах и вузах, отличались честностью и законопослушностью.

Поэтому естественно, что научные сотрудники всегда пользуются общественным уважением: так, по мнению россиян[15], в науке работают «самые умные» и «самые порядочные» граждане страны.

Тем не менее на отношение к статусу научного сотрудника влияет оценка материального положения людей науки в сопоставлении с избравшими иной жизненный путь гражданами. В развитых государствах мира это положение соответствует верхней части среднего класса, а если учёному удалось добиться ярких результатов, он попадает в элиту; в постсоветской России ситуация существенно хуже.

В результате, согласно опросу общественного мнения, проведенному НИУ ВШЭ в 2017 году, лишь 32 % россиян были бы рады, если бы их сын или дочь захотели стать научным работником; практически столько же (29 %) не обрадовались бы такому выбору ребенка[16].

Для сравнения: в Китае поддержали бы детей в их стремлении строить научную карьеру 36 % родителей, а в США и Израиле – 80 % и 77 % соответственно[16].

Инфраструктура

Город • Власть • Администрации районов • Суды • Коммунальные услуги • Подростковые клубы • Общественные организации • Городские информационные сайты

Научные исследования

Я занимаюсь историей Западноевропейского Средневековья, специализируюсь на XIII веке.

Диплом и диссертацию я писала по протоколам канонизационных процессов, то есть занималась юридическим документами, которые сопровождают причисление человека к лику святых.

Это правовые документы, но мне они очень нравятся, потому что в них звучат голоса людей неграмотных, «безмолствующего большинства», которое историки часто не слышат.

Публичная наука

Я стала умеренно «медийным» медиевистом, существующим в публичном пространстве, после появления на Арзамасе нескольких моих статей и игр.

Меня позвали записать несколько роликов для «ПостНауки». Один из них был посвящен «унижению святынь». Я опасалась, что оскорблю чувства верующих рассказами о том, как изображения святых расчленяли и секли розгами, поэтому высказывалась как можно более корректно.

Но совершенно неожиданно возмущение пришло со стороны любителей рациональности и Ричарда Докинза. Они писали, что исследовать святость и чудеса нельзя, потому что — ясное дело — этого не существовало.

Меня это очень удивило, ведь я эксплицитно проговариваю свой исследовательский метод. Я занимаюсь историей канонического права и воспринимаю святость как конструкт, продукт человеческого сознания. Я не задаюсь вопросом о том, были ли эти люди святыми, я рассказываю, что с ними делали в связи с тем, что в обществе существовала вера в их святость.

Ну, и сексизм, разумеется.

Я очень волновалась, когда вышло мое первое видео. Пришла на ютуб читать комментарии, а там, помимо воинствующих рационалистов, обнаружились люди, которые обсуждают мое тело. Это гнилой сексизм и возмутительный дисбаланс в восприятии академического знания, транслируемого мужчинами и женщинами.

Под роликами с мужчинами никто не обсуждает их рубашки и стрижки. Комплименты моему платью?! Камон! Зачем мы здесь собрались?

Квалификационные требования научных сотрудников в России

Учёная степень (доктор или кандидат наук), наличие научных трудов или авторских свидетельств на изобретения, реализованных на практике научныx проектов и разработок и т. д.

Должности научных работников:

  • Младший научный сотрудник
  • Научный сотрудник
  • Старший научный сотрудник
  • Ведущий научный сотрудник
  • Главный научный сотрудник

Учёные степени научных работников:

  • Кандидат наук
  • Доктор наук

Учёные звания научных работников:

  • Доцент (к нему приравнены существовавшие ранее ученые звания «старший научный сотрудник», «доцент по кафедре» и «доцент по специальности»).
  • Профессор (к нему приравнены существовавшие ранее ученые звания «профессор по кафедре» и «профессор по специальности»).

Общепринятые сокращения

  • Младший научный сотрудник – мл. науч. сотр. или м.н.с.
  • Научный сотрудник – науч. сотр. или н.с.
  • Старший научный сотрудник – ст. науч. сотр. или с.н.с.
  • Ведущий научный сотрудник – вед. науч. сотр. или в.н.с.
  • Главный научный сотрудник – гл. науч. сотр. или г.н.с.
  • Кандидат – канд.
  • Доктор – д-р
  • Доцент – доц.
  • Профессор – проф.

Квалификационные требования научных сотрудников в России[править]

Учёная степень (доктор или кандидат наук), наличие научных трудов или авторских свидетельств на изобретения, реализованных на практике научныx проектов и разработок и т. д.

Должности научных работников:

  • Младший научный сотрудник
  • Научный сотрудник
  • Старший научный сотрудник
  • Ведущий научный сотрудник
  • Главный научный сотрудник

Учёные степени научных работников:

  • Кандидат наук
  • Доктор наук

Учёные звания научных работников:

  • Доцент (к нему приравнены существовавшие ранее ученые звания «старший научный сотрудник», «доцент по кафедре» и «доцент по специальности»).
  • Профессор (к нему приравнены существовавшие ранее ученые звания «профессор по кафедре» и «профессор по специальности»).

Источник: https://freestop.ru/bankrotstvo-ip/10670-chem-otlichaetsya-nauchnyy-rabotnik-ot-nauchnogo-sotrudnika.html

Плюсы и минусы профессии научного работника

Чем отличается научный работник от научного сотрудника

“Научный работник” – одна из наиболее емких по количеству своих вариаций профессия. Данная специальность может применяться в любой области знаний.

Для того чтобы посвятить свою жизнь науке, от человека требуется длительная подготовка и наличие аналитического склада ума. Перед тем как сделать выбор профессионального пути в этом направлении, следует предварительно изучить все достоинства и недостатки профессии для максимально осознанного принятия решения.

Научный работник – это лицо, имеющее необходимое образование и квалификацию для того, чтобы профессионально заниматься наукой.

Должность предусмотрена в научно-исследовательских институтах, а также в прочих организациях, осуществляющих научные разработки.

Нередко люди данной профессии осуществляют педагогическую деятельность в вузе. При этом их основная занятость – это исследовательская работа.

Требования к научному работнику

В квалификационном справочнике должностей сформулированы основные требования, которым должны соответствовать занимаемые их лица: наличие ученой степени и публикаций, стажа и опыта и т. п. [1].

Профессиональный стандарт научного работника

Профстандарт – это документ, содержащий сведения о том, что должен уметь работник и каким образом он должен достигать максимального результата в труде. Документ применяется при найме, аттестации работников и оценке эффективности их труда. В отличие от Единого квалификационного справочника, стандарт устанавливает требования к трудовым функциям, а не к занимаемой должности [2].

В любом случае в каком нормативном документе бы ни содержались требования к данным специалистам, они осуществляют научно-исследовательскую деятельность, которая направлена на получение и применение новых знаний.

Как правило, данные должности занимаются на конкурсной основе. Для того чтобы корректно оценить достижения соискателя, оформляется квалификационная характеристика. Документ содержит информацию о наличии ученой степени, стаже и опыте. Указываются основные достижения и выполняемые должностные обязанности. Немаловажным пунктом является наличие публикаций за последние пять лет.

Подготовка и проведение исследования требует грамотности, нацеленности на результат и высокого уровня ответственности. Если речь идет о людях, которые проводят исследования или же занимаются преподавательской деятельностью, то для них важны не только профессиональные качества, но и личные. В своей работе научный работник должен соблюдать этические принципы.

Разница между научными работниками и сотрудниками

Определения “сотрудник” и “работник” близки по своему значению, но не одинаковы.

Отличия:

  1.  Правовая позиция. Термин “работник” относится к трудовому праву, обозначая субъект, с которым заключен трудовой договор. Понятие “сотрудник” относится к разговорному стилю, в правовых актах не закреплено;
  2.  Объем. Понятие “сотрудник” включает в себя категорию “работник”, т. о. оно более широкое по содержанию; 
  3.  Оплата. Труд работника всегда является оплачиваемым. При нарушении его прав на его работодателя может быть наложено дисциплинарное взыскание со стороны контролирующих органов. Результаты труда сотрудника могут быть как оплачиваемыми, так и осуществляться на безвозмездной основе.

Плюсы:

  • самореализация, повышение интеллектуального уровня, личный вклад в развитие науки;
  • возможность получения признания и высокого дохода, если удастся разработать нечто представляющее ценность для научного сообщества.

Минусы:

  • в среднем, как правило, довольно низкий уровень заработной платы, что способствует снижению трудовой мотивации;
  • большая конкуренция.

Когда празднуют День научного работника в России?

День научного работника отмечается 8 февраля.

История праздника началась еще при Петре Великом, когда в феврале 1724 года была создана Российская Академия наук. Официальный праздник был учрежден в 1999 году, в ознаменование 275-летия этого учреждения. Несмотря на официальный статус праздника, 8 февраля остается рабочим днем.

Традиционно в этот день организуются масштабные конференции и прочие мероприятия. По их окончании проводятся фуршеты, чтобы дать возможность обсудить профессиональные темы в неформальной обстановке. Нередко на эту дату стремятся назначить защиту диссертации, присвоение ученых званий и вручение наград за достижения.

Профессия научного работника является призванием, так же как врач или учитель. Начиная заниматься наукой, следует сразу определить для себя, готов ли человек посвятить всю свою жизнь этому делу. Это особенно важно, т. к., чтобы занимать многие должности, требуется потратить значительное время на получение ученых степеней и званий.

Если наука – это действительно призвание, то каждый день будет приносить удовольствие от любимой работы, будет сохраняться высокая мотивация на достижения и на личный вклад в науку. В противном же случае, если выбор в пользу данной профессии совершен ошибочно, вскоре неминуемо придет разочарование и быстрое профессиональное выгорание.

Ссылки по теме:

Источник: https://sibac.info/blog/plyusy-i-minusy-professii-nauchnogo-rabotnika

Младший научный сотрудник: должностные обязанности, квалификационные требования и особенности

Чем отличается научный работник от научного сотрудника

Должностные инструкции для любой категории сотрудников должны утверждаться и согласовываться с руководством. Каждая инструкция должна соответствовать законодательству РФ, а также нормативным актам, которые регламентируют трудовые отношения в компании.

Научные сотрудники являются структурными единицами государственных организаций. Чаще всего их деятельность связана с разработкой и внедрением, а также изучением явлений, событий, процессов, происходящих вокруг. Для того чтобы стать научным сотрудником, необходимо подходить по ряду параметров и квалификационных требований, которые предъявляются к кандидатам на данную степень.

Понятие

Людей, которые заняты научной деятельностью на предприятиях, в вузах, НИИ, называют общим понятием «научный сотрудник». Такие сотрудники не являются руководителями подразделений. Почти все они имеют ученые степени и звания, каждый получил высшее образование.

Нередко вовлекаются в научный и педагогический процесс, однако основная часть их деятельности связана с изучениями и исследованиями. По результатам своей работы научные сотрудники должны публиковать печатные издания, в которых освещаются их исследования и достижения.

Младшему сотруднику необходимо издавать не менее 1 статьи в год. Для перехода на степень выше нужно повышать количество публикаций.

Младший научный сотрудник – первая ступень, с которой начинается карьера в мире науки. Согласно утвержденной иерархии, в России градация выглядит так:

  1. Младший научный сотрудник.
  2. Научный сотрудник.
  3. Старший.
  4. Ведущий.
  5. Главный.

Самая высокая позиция у главного научного сотрудника.

Чтобы лучше понимать, кто такой младший научный сотрудник и как им стать, необходимо ознакомиться с квалификационными требованиями и обязанностями, которые указываются в должностной инструкции.

Общие положения

Относится младший научный сотрудник к категории специалистов. Назначается на занимаемую должность, согласно действующему законодательству РФ, приказом вышестоящего руководства (руководителя организации). Все положения и постановления, касающиеся его работы, должны соответствовать законодательству РФ.

Для того чтобы получить назначение на данную позицию, необходимо иметь высшее профессиональное образование, а также опыт работы по специальности от 3 лет.

Если есть ученая степень, окончена аспирантура или проходится стажировка, то требования к стажу работы не предъявляются.

Если есть рекомендации совета вуза или факультета, то на должность могут назначить выпускника, который получил опыт работы во время учебы.

Необходимые знания

Для качественного выполнения работы каждый сотрудник должен обладать набором теоретических и практических знаний и навыков. Сфера науки сложна и многогранна, поэтому требования, выдвигаемые в ней, жестче и объемнее, чем в других отраслях. Младший научный сотрудник обязан знать:

  • цели проводимых исследований, а также задачи, которые ставятся в начале исследования;
  • отечественные и иностранные разработки, связанные с темой проводимого исследования;
  • современные средства и методы, которые используются в исследованиях;
  • способы обработки и анализа информации, особенно средства электронного анализа данных;
  • основы организации труда и трудового законодательства;
  • правила и нормы ОТ и ТБ.

В своей деятельности научный сотрудник должен руководствоваться правилами внутреннего распорядка, приказами или распоряжениями руководства организации и своего непосредственного руководителя, должностной инструкцией, правилами ОТ и ТБ, санитарии и противопожарной безопасности.

Должностные обязанности

Должностная инструкция младшего научного сотрудника содержит четкий перечень обязанностей, которые необходимо выполнять во время трудовой деятельности.

Основные положения соответствующего документа:

  • под руководством выполняет исследования и разработки согласно этапам проведения исследования темы, в работе опирается на утвержденные и согласованные методики;
  • принимает участие в проведении экспериментов, наблюдает и измеряет результаты исследований, описывает их и формулирует выводы;
  • исследует зарубежную литературу по вопросам, связанным с исследованиями, изучает литературу;
  • подготавливает различные отчеты по теме исследований или отдельным этапам;
  • принимает участие во внедрении результатов исследований и разработок.

Требования к знаниям музейного работника

Необходимо понимать, что в зависимости от того, в какой отрасли работает сотрудник, будут изменяться требования и обязанности. Например, младший научный сотрудник музея должен знать:

  • нормативно-правовые акты и законы РФ по вопросам, касающимся сохранения, а также развития наследия РФ;
  • законы, которые регламентируют деятельность музеев;
  • порядок, в котором организуются работы по хранению, учету, публикации, изучению, обеспечению сохранности музейных коллекций и предметов;
  • законодательство, касающееся авторских прав;
  • правила, в соответствии с которыми описываются музейные экспонаты;
  • порядок организации проведения экспертизы музейных предметов и культурных ценностей;
  • требования, которые предъявляют к выдаче музейных предметов в постоянное или временное пользование;
  • порядок, в котором ведется Государственный каталог Музейного фонда;
  • состояние, в котором находится современная наука в области музейной деятельности;
  • порядок, в котором оформляются, осуществляются, планируются научно-исследовательские работы;
  • методические и нормативные документы, которые регулируют моменты обеспечения безопасности фондов музея;
  • основы законодательства о труде;
  • правила личной гигиены и общей санитарии;
  • правила ОТ и ТБ, противопожарной защиты.

Обязанности

Занимая позицию в научном секторе, сотруднику приходится охватывать большой круг разнообразных дел, непосредственно относящихся к его работе.

Обязанности младшего научного сотрудника включают в себя:

  • осуществление научной и исследовательской работы соответственно целям, задачам и предметам деятельности по утвержденным заранее планам проведения научно-исследовательских мероприятий;
  • разработку планов проведения выставок и экспозиций;
  • осуществление подготовки публикаций;
  • участие в конференциях, семинарах, симпозиумах, научных экспедициях;
  • подготовку и планирование научной деятельности, подготовку и сдачу отчетности.

Права

Часто встречается ситуация, когда сотрудник знает только свои обязанности, но не владеет информацией о том, какие права у него есть. Младший научный сотрудник, квалификационные требования которого перечислены выше, имеет право:

  • на получение от руководства компании или организации помощи в исполнении его прямых обязанностей;
  • повышение своей квалификации;
  • ознакомление с проектами руководства по вопросам, которые касаются его прямой деятельности;
  • предлагать решение вопросов и задач своему непосредственному руководству;
  • получать информацию, которая необходима для работы, от коллег.

Ответственность

Оценивая ответственность, которую несут сотрудники, к примеру, НИИ, следует заметить, что ее уровень не особо зависит от уровня должности. Стажер младшего научного сотрудника, как и главный научный сотрудник, несет ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение своих обязанностей.

Ответственность возлагается:

  • за некачественное исполнение или неисполнение должностных обязанностей;
  • совершение в процессе работы правонарушений или любых других нарушений законодательства;
  • причинение ущерба материального или морального;
  • правонарушения, которые связаны с нарушением правил распорядка, противопожарной безопасности, ТЮ и ОТ, которые установлены и приняты в организации.

Должность младшего научного сотрудника не предполагает длительных командировок или переработок. Предусматривается стандартный восьмичасовой рабочий день или другой график, согласованный с Трудовым законодательством. Периодически могут возникать ситуации, когда необходимы служебные командировки. Учитывая уровень должности, командировки чаще всего назначают местного значения.

В рамках таких поездок перед сотрудником ставится задача провести исследование на территории другой организации, получить обмен опытом, проинформировать о разработках или произвести любое другое мероприятие, согласованное и утвержденное руководством организации.

Оплата труда

Предъявляемые требования к младшему научному сотруднику предполагают достойный уровень оплаты труда. Однако существует множество подводных камней, которые необходимо знать.

Младший научный сотрудник в Российской Федерации зарабатывает от 18 000 до 20 000 руб. Это средние показатели по стране.

Зарплата младшего научного сотрудника напрямую зависит от того, есть ли печатные публикации, какое их количество и какие их темы.

Набольшее количество сотрудников сферы науки сосредоточено в Московской и Ленинградской областях.

Во многих отраслях требуется младший научный сотрудник. Москва, как и прежде, лидер по всем направлениям. По количеству вакансий и предложений на одного человека столица занимает первое место.

Источник: https://FB.ru/article/318016/mladshiy-nauchnyiy-sotrudnik-doljnostnyie-obyazannosti-kvalifikatsionnyie-trebovaniya-i-osobennosti

Записка по вопросам ученых степеней и званий

Чем отличается научный работник от научного сотрудника

Не утихают споры о необходимости пересмотра системы присвоения ученых степеней и званий, о системе оплаты труда научных и научно-педагогических работников и о месте этих работников в Государстве Российском.

Зачастую при этом ссылаются на некий абстрактный «западный» опыт, в котором якобы присвоение ученых степеней зависит исключительно от самоуправляющихся частных или автономных университетов и основано на авторитете этих университетов (видимо, существующего совершенно отдельно от государства), нет фиксированных окладов, а оплата ученого и даже педагога высшей школы зависит только от публикационной активности. Помимо этого, наличие системы из двух ученых степеней и двух ученых званий периодически объявляется пережитком командно-административной системы и т. п.

В записке анализируются сущность ученых степеней и званий, некоторые нестыковки современного российского законодательства и предлагаются меры по их исправлению, в том числе и основанные на реальном опыте европейских стран, указывается, что многоступенчатая система ученых степеней и званий существовала еще в Российской Империи и существует поныне в Европе.

Оказывается, государственная система научной аттестации существует во многих странах Европы — в частности, в университетах одной из самых развитых европейских стран — ФРГ.

В некоторых других государствах Евросоюза преподаватели высшей школы и научные сотрудники также являются государственными служащими разных рангов с устанавливаемыми государством окладами жалования.

1.1. Квалификации научных работников

В текущий момент в РФ предусмотрены две ученые степени (кандидата и доктора наук) и два ученых звания (доцента и профессора). Присуждение и присвоение этих званий осуществляется государственной системой научной аттестации.

По своей природе ученые степени и звания являются показателями квалификации, свидетельствующими о степени или уровне проявления профессиональных достоинств, подобно дипломам и аттестатам об образовании, допускам по электробезопасности, разрядам квалифицированных рабочих (токарей, слесарей, фрезеровщиков и т. п.

), водительским удостоверениям и свидетельствам пилота различных категорий, отчасти — воинским званиям.

Ученые звания по своей сути такие же квалификации, как и ученые степени, и они имеют особое название только по историческим причинам. Ранее, до конца 1970-х, утверждение в должностях доцента и профессора требовало акта органа государственной власти, потом вместо утверждения в должности («в звании») стали «присваивать звания» доцента и профессора.

По сути, ученое звание «доцент» — это квалификация между кандидатом и доктором, а ученое звание «профессор» — несколько выше доктора, и в итоге у нас просто четыре квалификационных разряда в системе государственной научной аттестации.

Отличительной чертой традиционных ученых степеней и званий в РФ является их первичное присуждение (или представление к присвоению) коллегиальными выборными органами научного сообщества — диссертационными советами, учеными (научно-техническими советами) с последующим утверждением органами государственной власти (в настоящее время — Минобрнауки России).

Дополнительную научную экспертизу, а также контрольные функции в сфере ученых степеней осуществляет особый выборный орган — Высшая аттестационная комиссия, являющаяся по своей сути подразделением Минобрнауки.

Таким образом, главная функция ученых степеней и званий — помогать образовательным и научным организациям осуществлять адекватный подбор кадров, так как полный анализ профессиональных достоинств ученого столь же затруднителен для сотрудника кадровой службы организации, как и анализ умений токаря. Очевидно, что сотрудник отдела кадров не является ни ученым, ни токарем, и демонстрация списка научных работ или манипуляций со станком ничего не значит для сотрудника отдела кадров.

Другая функция ученых степеней и званий — защита сотрудников от несправедливого назначения на ниже оплачиваемую должность, требующую меньшей квалификации.

Например, на должность профессора можно назначить лишь доктора наук и нельзя назначить сотрудника с низшей квалификацией — кандидата наук — при наличии сотрудника — доктора наук.

Нельзя немотивированно назначить сотрудника с ученым званием доцента на хуже оплачиваемую должность преподавателя и т. п. Таким образом, ученые степени и звания защищают работников от произвола работодателя.

Третьей функцией ученых степеней и званий является моральное поощрение работника, подобное поощрению с помощью почетных грамот, знаков и подобных отличий.

Иногда получение ученых степеней связано и с материальным поощрением, поскольку во многих вузах существуют локальные акты, устанавливающие незначительную разницу (порядка 4 тыс. руб.

) между зарплатами сотрудников, занимающих одноименную должность, но имеющих разные ученые степени или не имеющих степеней.

В некоторых регионах РФ существуют региональные законы, позволяющие обладателям ученых степеней претендовать (при соблюдении различных условий по типу публикационной активности) на дополнительные выплаты из региональных бюджетов2. В других регионах РФ такая практика отсутствует.

Наконец, сохранение традиционных наименований ученых степеней и званий, терминов «присуждение» по отношению к ученым степеням и «присвоение» по отношению к ученым званиям важно для демонстрации преемственности современной российской, советской и дореволюционной науки и, не побоюсь этого сказать, для развития патриотизма.

1.2. Соответствие квалификации научных, научно-педагогических и инженерно-технических работников и их типовых должностей

В соответствии с различными профессиональными стандартами иЕдиным квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих3 можно построить примерную таблицу соответствия должностей научных, научно-педагогических работников, не являющихся руководителями (таблица 1).

Для сравнения в таблице 1 приведены также примерно соответствующие должности инженерно-технических работников и должности государственной гражданской службы4, однако требования к лицам, замещающим эти должности, намного слабее, чем для научных и научно-педагогических работников.

Стоит отметить, что должности главного научного сотрудника и главного инженера отличаются от рядовых должностей и во всех известных автору учреждениях крайне немногочисленны.

Таблица 1. Ориентировочное сопоставление должностей

Наибольшие требования к квалификации для научно-педагогических работников

Должности научных работников

Должности научно-педагогических работников

Должности инженерно-технических работников (для сравнения)

Должности государственной гражданской службы (для сравнения)

Высшее образование

Лаборант-исследователь

Ассистент

Инженер (-конструктор, испытатель и т.п.) (без категории)

Старший специалист 1-го разряда

Высшее образование, стаж работы или ученая степень кандидата наук

Младший научный сотрудник

Преподаватель

Инженер (-конструктор, испытатель и т.п.) 3-й категории

Ведущий специалист 3-го разряда

Высшее образование, стаж работы или ученая степень кандидата наук

Научный сотрудник

Старший преподаватель

Инженер (-конструктор, испытатель и т.п.) 2-й категории

Ведущий специалист 2-го разряда

Высшее образование, ученая степень кандидата наук, стаж работы или ученое звание «доцент»

Старший научный сотрудник5

Доцент

Инженер (-конструктор, испытатель и т.п.) 1-й категории

Ведущий специалист 1-го разряда

Высшее образование, ученая степень доктора наук, стаж работы или ученое звание «профессор»

Ведущий научный сотрудник4

Профессор

Ведущий инженер (-конструктор, испытатель и т.п.)

группа должностей

Ученая степень доктора наук, большой научный авторитет

Главный научный сотрудник4

Главный инженер

Высшая группа должностей

1.3. Правовые основы

Правовыми основами существования ученых степеней и званий являются следующие нормативно-правовые акты.

А. ЗОН

Источник: https://trv-science.ru/2020/03/11/zapiska-po-voprosam-uchenyx-stepenej-i-zvanij/

Ваш адвокат
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: